В Алматы прошла Конференция САМСА по образованию, науке и технологиям (ESTEC-2023). Участники встречи обсуждали «Преобразующее образование и устойчивое развитие в регионе Центральной Азии, Монголии, Кавказа и Афганистана (далее - CAMCA)». Конференция собрала вместе педагогов, ученых, исследователей и практиков для изучения того, как преобразующее образование может способствовать устойчивому развитию в регионе CAMCA. «Учитывая проблемы, с которыми сталкивается регион, крайне важно применять целостный подход к образованию и развитию, учитывающий культурное, социальное и экономическое разнообразие региона», – отметили участники встречи.

 

В своем приветственном слове на открытии Мурод Исмаилов, Президент академического консорциума САМСА и Академии САМСА, доцент Университета Цукуба, Япония отметил, что «мы много говорим о постоянном развитии, экономических и политических аспектах, однако не стоит забывать, что образовательная сторона всего этого – наука, которая также важна во всех процессах, а всем 10 странам региона САМСА сейчас важно совместно двигаться вперед, ведь только в этом случае мы сможем достичь прогресса без затруднений».

 

Фредерик Старр, Председатель Института Центральной Азии и Кавказа, призвал участников пересмотреть выпуск «простых специалистов»: «Слово «специалист» для жителей Центральной Азии знакомо с раннего возраста. И это слово на русском отличается значимостью и важностью от английского языка. Специалист для вас – это человек, который знает все о той сфере, в которой он работает, и он не может ошибаться. Только дело в том, что, повышая специалистов, где требуются гораздо глубокие суждения, аналитика, вы получите по итогу невежественного работника. Я призываю всех присутствующих перестать выпускать обычных «специалистов», а начать воспитывать «образованных людей». Наша задача сегодня – понять, что должен знать и уметь «образованный человек». Поверьте, это все выходит за рамки науки и технологий, а идет вглубь культуры, истории всего».

 

О том, что слияние образования, науки и бизнеса в учебном заведении – это то, что необходимо для устойчивого развития, инноваций и прогресса в нашем обществе подчеркнул Маратбек Габдуллин, ректор Казахстанско-Британского технического университета в своем выступлении: «Образование является краеугольным камнем прогресса, и именно благодаря обмену знаниями, идеями и опытом мы можем раскрыть потенциал наших людей и сформировать лучшее будущее для наших обществ. Мы уверены, что итоги этой конференции не только обогатят наше понимание проблем и возможностей в регионе CAMCA, но и вдохновят на практические стратегии, которые будут продвигать нас вперед». Также ректор университета объявил о том, что КБТУ будет участвовать на выставке Регионального Форума САМСА 15–16  июня в Алматы, где представители вуза смогут поделиться инновационными образовательными программами, передовыми исследовательскими инициативами и решениями проблем в регионе CAMCА.

 

 

 

О навыках учителя в 21 веке рассказал Алишер Файзуллаев, выдающийся ученый, автор и тренер. Важным фактором преподавания ученый выделил «креативность», поделившись своим опытом и наблюдениями в преподавании: «Мы должны работать в активностях, завлекать студентов, подавать им идеи интересно, чтобы объединить их. Креативная атмосфера дает нам больше знаний. В традиционном обучении в центре образования стоит учитель – он играет роль судьи, роль «знающего». Ученик в этой позиции остается в пассивной роли. Такое обучение не дает выхода творчеству. Но мы живем в эпоху, когда множество влияний из вне и требуется креативное мышление, новые идеи. Когда вы обучаете своих студентов, помните, что все крупные корпорации принимают на работу только через тесты креативности! Также важна окружающая среда. Не ограничивайте свободу действий студентов, дайте им возможность исследовать, изучать самостоятельно. Прекрасный учитель не тот, кто качественно оценивает, а тот, кто слушает и объединяет!»

 

 

Также на открытии конференции приняли участие представители Калифорнийского университета в Беркли Эллинор Арзбахер, Ану Тирунараянан, Николь Паркер. Со-координаторы по проекту «Решения для устойчивого и справедливого будущего» рассказали о том, как развиваются образовательные программы в США, касающиеся экологии. Студенты Калифорнийского университета задействованы в процессах и исследованиях по защите окружающей среды, так как все лекции проводятся в интерактивном формате. «На сегодня как в США, так и в странах Центральной Азии важно рассказывать о экологии, показывать наглядно, давать самостоятельно проводить эксперименты студентам, потому что иначе они не увидят важности и причины катастроф, происходящих ежегодно. На опыте нашей образовательной программы мы выяснили, как важно слышать студентов, так как только у них всегда есть креативное видение решения проблем в окружающей среде», - отметили представители Калифорнийского университета в Беркли.

 

 

Помимо этого, на конференции были представлены основные выступления и презентации, которые охватили такие темы, как:

  • Инновационные подходы к преподаванию и обучению
  • STEM-образование в интересах устойчивого развития
  • Образование и развитие в сельских районах
  • Роль технологий в образовании и развитии
  • Инклюзивное образование и социальная сплоченность
  • Политика и управление в интересах преобразующего образования и устойчивого развития.

Прошедшая конференция в высшей степени актуальна для региона CAMCA. Регион разнообразен с точки зрения географии, культуры и социально-экономических условий, что требует целостного подхода к образованию и развитию. Учитывая текущие проблемы, существует настоятельная необходимость в создании более инклюзивных и устойчивых обществ. Преобразующее образование может сыграть решающую роль в решении этих проблем и создании устойчивых сообществ.